Общение с клиентом, интервьюирование, изучение продукции на производстве — обязательные этапы подготовки контента для сайта.
Да, да. Владельцы бизнеса, маркетологи, топ-менеджеры в большинстве случаев не станут заполнять бриф копирайтера. Для них это нецелесообразно и скучно. А если и заполнят, то там будет та же информация, что есть на сайте, не раскрывающая уникальных особенностей бизнеса.
Лучший вариант погрузиться в бизнес — непринужденное общение с клиентом. При этом вам не обязательно встречаться лично (если заказчик находится в другой стране или городе), достаточно телефонного разговора, беседы в Skype или Zoom.
Такой подход имеет ряд плюсов:
- Вы узнаете детали производства, сервиса, продаж для составления смыслового ядра. Для этого нужно просто внимательно слушать. Я не выстраиваю разговор четко по опроснику, так как чаще всего на детализированные вопросы собеседники отвечают одним-двумя предложениями. А вот когда спрашиваешь про историю создания предприятия или разработку продукта, то тут у владельца бизнеса загораются глаза и он начинает рассказ со всеми подробностями. Клиенту кажется, что в этих деталях нет ничего особенного, но как правило, именно из них впоследствии можно составить сильное смысловое ядро. Такой разговор длится, как минимум, полтора-два часа. При долгосрочном сотрудничестве и крупных проектах — обязательный этап, который лучше не игнорировать.
- Лучше понимаете потребности клиента. Задача копирайтера или менеджера проектов — понять цель и задачи проекта. А далее самостоятельно организовать работу, составив детализированные технические задания и чек-листы для всех участников технологического процесса. При этом заказчика не стоит обременять деталями вашей внутренней кухни, а постарайтесь предоставить результат, соответствующий его потребностям.
- Определяете нужный tone of voice (тональность бренда, в которой ведется коммуникация с потребителями). Если компания уже длительное время работает на рынке, то уже есть сложившийся tone of voice, если это новый бизнес, — нужно создать тональность бренда. Если предприятие с историей, дополнительно изучите брендбук или Style Guide, ценности и всю имеющуюся информацию о компании.
- Устанавливаете доверительные отношения. Как правило, мы больше доверяем тем, кого лучше знаем. Клиентам также интересно узнать о вас больше: об опыте, кейсах, экспертизе. Во время беседы обязательно расскажите о себе. Это должна быть правда, не преувеличивайте достижений, так как рано или поздно ложь может стать явной.
Все это станет фундаментом продуктивного сотрудничества.
Общение дает понять клиенту:
- соответствуете ли вы его ожиданиям;
- что он для вас важен, а не просто источник заработка;
- что вы думаете о результатах работы, а не о том, как «настрочить» свои килознаки текста.
Из личного опыта могу сказать, что большинство клиентов, с которыми общается копирайтер, аккаунт-менеджер и я, мы сотрудничаем годами. Иногда они пропадают на полгода/год, но при возникновении потребности в копирайтинге обращаются повторно. И главная причина для некоторых — не только качество продукта, но и комфортный сервис, основной составляющей которого является именно общение.
Получить практические навыки написания SEO-статей можно на курсе: «Креативный SEO-копирайтинг»:
